Андрей Орлов (aorlov) wrote,
Андрей Орлов
aorlov

Category:

"Без меры и без подобия" Часть 6. Адам и Енох: “Две власти ” на небесах




                        Адам и Енох: “Две власти ” на небесах

Предложенные выше материалы и их разбор дают основание предположить, что предания о вселенском теле Метатрона, засвидетельствованные в позднем иудейском мистицизме, могли появиться как результат полемики с преданиями о мiровом теле праотца. Так, Филип Александер в своем комментарии к теме обретения Енохом-Метатроном пространных размеров, которая разворачивается в 3 Eн. 9, ссылается на некоторые раввинистические предания[1] об “изначальном теле Адама, подобном телесности гностического Первочеловека, [которое] соответствовало по своим масштабам мiру, но затем сократилось до тех ограниченных размеров, которыми обладает в настоящее время человеческое тело, в результате грехопадения”[2]. Далее он предполагает, что рассказ 3-й книги Еноха о гигантском теле Еноха-Метатрона, “возможно, выражает в мифологическом языке идею процесса, обратного падению Адама”[3].
Исследование Моше Идэла тоже приводит его к заключению, что “иудейская мистическая письменность демонстрирует ... определенное сходство между состояниями пространности [тел] Адама и Еноха”[4]. “Что стало с огромным Адамом хорошо известно, – говорит Идэл, – он был весьма сокращен в своих измерениях. Енох же, напротив, заслужил того, чтобы подвергнуться обратному процессу”, который описывается в 3-й книге Еноха как вознесение и распростирание библейского патриарха соответственно мере длины и широты мiра.[5]
Идэл замечает, что в некоторых раввинистических материалах представление о вознесенном Енохе, описываемом как верховный ангел Метатрон, сохраняются следы подобных преданий об Адаме.[6] В этих материалах Енох предстает как тот, кто снова обрел вселенский статус и те выдающиеся качества, которые изначально обладавший ими Адам утратил после преступления им заповеди в Эдемском саду, а именно качества светоносности и размера.[7]
Более того, в ряде раввинистических повествований Метатрон зачастую прямо изображается как некое соответствие Адаму, уготованное ему на замену еще до состоявшегося падения.[8] Идэл указывает[9] на развитие этой темы в 3-й книге Еноха. В разделе же 48С  Сефер Хехалот мы читаем:
Святой, благословен Он, сказал: Я содеял его крепким, Я взял его и поставил его, именно Метатрона – Моего служителя, единственного среди обитателей вышних. “Я содеял его крепким” при создании первого человека.... “Я взял его” – Еноха, сына Иареда, из среды их и вознес его.... “Я поставил его” – над всеми сокровищницами и хранилищами, каковые только есть у Меня на небесах….[10]
Согласно этому пассажу, Бог избрал Метатрона уже при первом поколении людей. Метатрон, таким образом, рассматривается как предсуществовавший в божественном плане[11] и сначала воплотившийся Адаме, а затем в Енохе, который вновь вознёсся в небесную обитель праотца и занял подобающее ему  место в вышних[12]. В дальнейшем наше исследование покажет, что во 2-й книге Еноха рассказ о вознесении Еноха, подобно тому, как это представлено в данном предании о Метатроне, сопоставлено с повествованием о вознесённом положении Адама до его падения. Идэл также отмечает, что в иудейской мистической письменности может быть выявлен еще один существенный параллелизм в описании телесности Адама и Еноха. В обоих случаях, указывает он, “их огромный размер является причиной заблуждения в вере – другие созданные существа оказываются перед побуждением думать, что вселенной правят две силы, а не Бог Один”[13].
Ряд источников раввинистической традиции и традиции Хехалот, включая трактат Хагига Вавилонского Талмуда (b. Hag. 15a), Сефер Хехалот 16, и Меркава Рабба (Synopse § 672) свидетельствуют о предании, согласно которому приводящее в трепет видение Метатрона, восседающего на великом престоле у врат седьмого дворца, подтолкнуло Ахера к еретической мысли о том, что Метатрон представляет собой второе владычество на небесах.
В 3-й книге Еноха (16:1-5) Енох-Метатрон передаёт рабби Ишмаэлю следующий рассказ:
В начале я воссидал на великом престоле у врат седьмого дворца и я судил всех обитателей вышних властью Святого, благословен Он!... Я сидел в небесном суде. Владыки царств стояли подле меня, справа от меня и слева, властью Святого, благословен Он! Но затем пришел Ахер, чтобы увидеть явление колесницы, и он уставил свой взор на меня, исполненный страха и трепета предо мной. Душа его была готова оставить его по причине страха и трепета, и ужаса, который он испытывал предо мной, когда видел меня сидящим[14] на престоле подобно царю, со служащими ангелами, стоявшими подле меня как слуги, и всеми увенчанными владыками царств, стоявшими в венцах вокруг меня[15].
Несмотря на то, что в вероучительном предании, повествующем о “двух владычествах”, решающую роль играет Енох-Метатрон, изначально предпосылки к ошибочному почитанию превознесённого человечества, по-видимому, происходят не из источников преданий, связанных с именем Еноха, но преданий, связанных с именем Адама[16].
Исследование Ярла Фоссума показывает, что мотив неподобающего почтения, выказанного Адаму ангелами, проявляется в разных формах в раввинистической литературе[17]. Так, из Берешит Рабба 8:10 можно узнать, что когда Бог сотворил человека по Своему образу, “служившие ангелы ошибочно восприняли его и хотели было воспеть перед ним ‘Святый’... Что тогда Святой, благословен Он, сделал? Он навел на него сон, чтобы все знали, что он – человек”[18]. В Алфавите рабби Акивы ошибочное поведение ангелов объясняется посредством указания на вселенские размеры Адамова тела:[19]
Здесь говорится, что изначально Адам был сотворен от земли до [небесного] свода. Когда служащие ангелы увидели его, они были им потрясены и приведены в трепет. Тогда стали они пред Святым, благословен Он, говоря Ему: “О Владыка Вселенной! В мiре суть два владычества – одно на небесах, и другое – на земле”. Что тогда Святой, благословен Он, сделал? Он возложил Свою руку на него и уменьшил его[20] до размера в тысячу локтей[21].
Очевидно, такого рода предания, связанные с именем Адама, возникли не в раввинистической литературе под влиянием рассказов о Метатроне, но в ранней псевдоэпиграфической письменности. Исследователями уже было отмечено[22], что истоки этих преданий можно видеть в известной истории, находящейся в ранних письменных памятниках, содержащих повествования об Адаме[23] и других ранних материалах[24], согласно которым Бог Сам повелел ангелам почитать Адама, и все ангелы, за исключением Сатаны, склонились перед первым человеком.
Прототип истории о неподобающем почитании, выказанном Еноху-Метатрону, может также быть прослежен в ранних источниках, связанных с именем Адама. Возможно, что переход от представления о “двух владычествах”, связанного с Адамом, к представлению о “двух владычествах”, связанному с Енохом-Метатроном, произошел не в раввинистический период, а значительно раньше – в иудейских преданиях периода Второго Храма. Как показал Майкл Стоун, в 22-й главе 2-й книги Еноха предание об ангельском почитании праотца было искусно переработано в отношении к седьмому допотопному патриарху[25]. И не случайно, что перенос представления о “двух владычествах” с Адама на Еноха был произведен в рассматриваемом апокалипсисе, ибо там Адам и Енох оказываются также тесно взаимосвязаны посредством идеи вселенского тела.

------------------------------------------------------------------
[1]        В Gen. R. 8:1, b. Hag. 12a и, возможно, в Pesiq. Rab Kah. 1:1.
[2]        Alexander, “From Son of Adam to a Second God,” 111-12.
[3]        Ibid., 112.
[4]        Idel, “Enoch is Metatron,” 225.
[5]        Ibid., 225.
[6]        Ibid., 220.
[7]        Cм.: b. Sanh. 38b: “Раб Йегуда сказал...: Первый человек простирался от одного конца земли до другого... Р. Елезар сказал: Первый человек простирался от земли до неба, но когда он согрешил, Святой, благословен Он, возложил на него Свою руку и уменьшил его...” The Babylonian Talmud (Hebrew-English Edition) Sanhedrin (trs. J. Shachter and H. Freedman; London: Soncino, 1994), 38b.
[8]        Исайя Тишби отмечает, что и в Райа Meхемна, и в Тикуней хa-Зoхap, Mетатрон изображается как владыка нижней колесницы, как человеческая фигура, восседающая на престоле; и потому его можно назвать “Малый Адам”. Тишби указывает, что согласно Тикуней хa-Зoхap, “...Метатрон был создан сначала и в первую очередь наряду с сонмами небесными внизу, и он – это Малый Адам, которого Святой, благословен Он, создал как небесный образ”. I. Tishby, The Wisdom of the Zohar, (3 vols.; London: The Littman Library of Jewish Civilization, 1994), 2.628-629. В некоторых материалах  Книги Зохар имя/имена Метатрона, подобно имени Адама, сопоставлено с сообщением о четырех краях вселенной: “Это Метатрон, возвышающийся (над другими творениями) на пять сотен лет. Метатрон, Митатрон, Зевул, Эвед, Зевоэл – вот пять (имен), и его имена умножены соответственно четырем направлениям в четыре края земли, согласно предписаниям его Владыки”. Tishby, The Wisdom of the Zohar, 2.643.
[9]          Idel, “Enoch is Metatron,” 226.
[10]      Alexander, “3 Enoch,” 311.
[11]      Шолем утверждал, что в преданиях, составляющих представление о Метатроне, можно найти два различных представления о нем. В одном он изображается ангелоподобным соответствием седьмого библейского патриарха Еноха вознесенного на небеса до потопа и преображенного в бессмертное небесное существо. Согласно же другому, Метатрон не связан с Енохом или каким-либо другим человеческим прототипом, но понимается как предсуществующий ангел. См.: G. Scholem, Kabbalah (New York: Dorset Press, 1987), 378-380.
[12]      Следует отметить, что мотив Еноха-искупителя и восстановителя человечества до состояния, предшествовавшего грехопадению, прослеживается в 2 Eн 64:4-5, где это патриарх тем, кто устраняет грех человечества. Andersen, “2 Enoch,” 190.
[13]      Idel, “Enoch is Metatron,” 225.
[14]      Раввинистическая традиция утверждает, что на небесах не «воссидают», ибо, согласно Хагиге Бавли 15a, привилегия воссесть рядом с Богом дана исключительно Метатрону на основании того, что он является “писцом”, и поэтому ему была дарована возможность сидя, как писец, записывать добродетели Израиля. Существенно, что мотив “сидения” Еноха-Метатрона на небесах впервые зафиксирован в 2 Eн 23:4, где архангел Веревеил дозволяет этому патриарху сесть и “записать всё”.
[15]      Alexander, “3 Enoch,” 268.
[16]      О связи Адама с преданиями о “двух владычествах” см. основополагающее исследование Сегала: A. Segal, Two Powers in Heaven. Early Rabbinic Reports About Christianity and Gnosticism (SJLA, 25; Leiden: Brill, 1977), 108-115.
[17]      Ярл Фоссум различает три основные составляющие в этом наборе преданий: “(1) Ангелы принимают Адама за Бога и собираются возгласить перед ним ‘Святый’, и Бог наводит сон на Адама, чтобы было ясно, что это человек; (2) все создания принимают Адама за своего Творца и собираются воздать ему поклонение, но Адам объясняет им, что всяческую честь надлежит воздавать Богу – их действительному Творцу; (3) ангелы принимают Адама за Бога и собираются возгласить перед ним ‘Святый’, и Бог сокращает размеры Адама”. J. Fossum, “The Adorable Adam of the Mystics and the Rebuttals of the Rabbis,” in: Geschichte-Tradition-Reflexion. Festschrift für Martin Hengel zum 70. Geburtstag (eds. H. Cancik, H. Lichtenberger and P. Schäfer; Tübingen: Mohr-Siebeck, 1996), 1.529-30. Между этими преданиями об Адаме и сообщениями о Метатроне можно проследить существенное сходство. В Хагиге Бавли 15a Бог наказывает Метатрона шестьюдесятью огненными бичами. Алан Сегал отмечает, что “как Метатрон нуждается в исправлении за то ложное впечатление, которое он произвел на Ахера, так и Адама нуждается в исправлении за ложное впечатление, произведенное на ангелов”. Segal, Two Powers in Heaven, 112. И действительно, в преданиях об Адаме, говорящих о “двух владычествах”, прародитель наказывается разными способами, в том числе сокращением своих размеров.
[18]      Midrash Rabbah, 1.61.
[19]      Следует отметить, что предания о гигантском теле Адама были широко распространены в раввинистической литературе.
[20]      Подобное предание находит отражение в мидраше Псикта де-рав Кахана 1:1: “Сказал Р. Айбу, ‘В тот момент рост первого человека был уменьшен и сокращен до ста локтей’”. Pesiqta de Rab Kahana (tr. J. Neusner; 2 vols.; BJS, 122-123; Atlanta: Scholars, 1987), 1.1.
[21]      Idel, “Enoch is Metatron,” 226.
[22]      Altmann, “The Gnostic Background of the Rabbinic Adam Legends,” 382; Fossum, “The Adorable Adam of the Mystics and the Rebuttals of the Rabbis,” 530-31.
[23]      Сообщение о вознесении Адама и его почитании ангелами находится также в армянской, грузинской и латинской версиях Жития Адама и Евы (13-15). В них описывается сотворение Богом Адама по своему образу. Первый человек был затем приведен архангелом Михаилом пред лице Бога, чтобы воздать поклонение. Бог повелел всем ангелам преклониться перед Адамом, и все ангелы согласно совершили это, за исключением Сатаны (и его ангелов), которые отказались под тем предлогом, что первый человек “младше” (то есть был создан позже) Сатаны.
[24]      Славянская версия 3-й книги Варуха, 4; Евангелие Варфоломея 4, коптская Интронизация Михаила, Пещера Сокровищ 2:10-24 и Коран 2:31-39; 7:11-18; 15:31-48; 17:61-65; 18:50; 20:116-123; 38:71-85.
[25]      В своей статье Майкл Стоун рассматривает важный мотив, прослеживающийся в 21-й и 22-й главах данного славянского апокалипсиса. Он отмечает, что рассказ, приведенный в 2 Eн 21-22 напоминает историю вознесения Адама и его почитания ангелами, содержащуюся в армянской, грузинской и латинской версиях “Жития Адама и Евы”. Стоун указывает, что помимо истории о вознесении Адама и почитании его ангелами автору 2-й книги Еноха, по-видимому, было известно также предание и о непослушании части ангелов повелению воздать почтение первому человеку. Стоун обращает внимание читателя на фразу “sounding them out”, находящуюся в английском переводе 2 Eн 22:6, которую другой английский переводчик славянского текста передал как “making a trial of them”. Стоун отмечает, что выражение “sounding them out” или, в другом переводе, “making a trial of them” подразумевают, что в данном случае как раз испытывалось послушание ангелов. См.: M. E. Stone, “The Fall of Satan and Adam’s Penance: Three Notes on the Books of Adam and Eve,” JTS 44 (1993) 143-156.

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment