Андрей Орлов (aorlov) wrote,
Андрей Орлов
aorlov

Categories:

Несколько вопросов о о Левиафане ... и Бегемоте.



Читаю тут книгу Уильяма Уитней «Два Странных Зверя: Левиафан и Бегемот в Литературе Второго Храма и Раввинистическом Иудаизме» недавно опубликованную в Eisenbrauns (2006). Книга базируется на докторской диссертации защищённой в Гарварде в июне 1992 года, с темой предложенной диссертанту Майклом Стоуном и написанной под Франком Муром Кроссом. Левиафан вместе с Бегемотом однако не позволили опубликовать диссертацию сразу после защиты. Вскоре после защиты в октябре 1992 Уитней был сбит машиной пересекая улицу недалеко от своего дома.

 

Хотя Уитней, по моему мнению, так и не смог достичь ясного понимания природы и содержания эзотерических традиций о великих монстрах, он собрал очень интересную коллекцию свидетельств об этих загадочных созданиях. Филологически и как собрание источников исследование интересно, но в анализе эзотерических традиций глаза автора к сожалению закрыты. И это при всём при том что Стоун всё время мне его хвалил.

 

Теперь об исследовании.

 

Уитней приводит одну загадочную традицию о Левиафане найденную в Мидраше Рабба на Песнь Песней 1:28. Традиция интересна тем что она противопоставляет знание о «тайнах» Левиафана – знанию о «тайнах» Божественного Трона:

 

«Ибо был Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, который знал как открыть Израилю тайны Бегемота и Левиафана и был Иезекиил который знал как открыть им тайны Божественной Колесницы. Ибо написано: Царь ввёл меня в Его [тайные] покои»

Мидраш Рабба на Песнь Песней 1:28

 

Вопросы такие: Пытается ли автор этой традиции сказать нам таким образом что существовала древняя эзотерическая традиция о Левиафане (уже при-открытая Елиуем в Книге Иова) сопоставимая по значимости с традициями Работы Божественной Колесницы и Работы Творения (Мишна Хагига 2:1)? Известно ли нам что то ещё о статусе  Елиуа, сын Варахиилова, Вузитянина как носителе эзотерических традиций? В более поздней еврейской мистике тайны Левой стороны противопоставляются тайнам Правой стороны. Где находятся истоки этого разделения эзотерического знания в котором знание демонической сферы приравнивается по статусу к знанию божественной сферы? Скрыто ли это разделение уже в книге Иова? Или это значительно поздняя традиция? Любая библиография по этой теме тоже приветствуется. Позже я объясню почему эти традиции значимы для моих исследований.   
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments