Андрей Орлов (aorlov) wrote,
Андрей Орлов
aorlov

Categories:
  • Music:

Енох как Божественный Сын Человеческий ... за несколько лет до Христа ...


Получил послание с вопросом от ivan_laptev:

 

« ...Метатрон, о котором Вы пишете в 5 постах... Усматриваете ли Вы параллели между Метатроном и Христом? Нет ли в иудаизме параллелей с Мессией иудейских представлений....»

 

 

В поздней иудейской мистике Метатрон описывается как великое небесное существо которое часто обозначается термином «Младший Господь» - подчёркивающим его возможный Божественный статус. В традиции Хехалот Метатрон является носителем Божественого Имени (1), имеет свой Престол и обладает вселенской «Формой» представляющей «Форму» самого Бога (2).

Одно из интересных качеств Метатрона – это то, что несмотря на его Божественный статус и его существование до «начала времён» он также парадоксальным образом отождествляется с седьмым допотопным патриархом Енохом. Так называемая Третья Книга Еноха описывает вознесение Еноха и превращение его в ангела Метатрона в результате которого он получает Божественное Имя и Форму... 

Ввиду всех этих особенностей есть соблазн увидеть Метатрона как своеобразный богословский ответ позднего Иудаизма Христианству - ведь Метатрон также как и Христос парадоксальным образом соединяет в себе Божественное и человеческое – будучи «историческим» лицом (Енохом) он в тоже время отождествляется с предвечным Божественным существом (Метатроном)...

 

Однако всё не так просто.... и даже возможно что отождествление человека Еноха с его Божественной сущностью произходит уже в до-Христианских традициях.... история Еноха таким образом может быть представляет из себя один из первых важнейших богословских "полигонов" или  «экспериментов» в иудейской традиции когда человеческое и Божественное являются отождествлёнными в одной личности .... интересно что такой сущностью в ранних енохических традициях, как позже будет и в Христианстве, является фигура Сына Человеческого ... 

 

 Уже в одной из ранних енохических книг написанных в до-Христианскую эпоху (по видимому где-то в первом веке до РХ) и известную нам как Книга Притчей Еноха, Енох претерпевает очень интересные изменения сравнимые с поздними традициями об Енохе-Метатроне.

Главы 46 и 48 Книги Притч Еноха описывают загадочную фигуру Сына Человеческого, изначально известного в иудейской традиции из седьмой главы Книги Пророка Даниила. Притчи Еноха однако рассказывают нам значительно больше о Сыне Человеческом чем Даниил. Согласно Книге Притч Еноха – Сын Человеческий был создан перед тем как Бог сотворил всё остальное (48:3), ему затем было дано божественное Имя (48:3) и мессианские полномочия судного времени. Также сказано что все обитатели мира будут молится ему (48:5). Перед нами явно не ангел, а Божественное существо.

В главе 71 Притч Еноха, это Божественное существо, Сын Человеческий, вдруг отождествляется с Енохом, человеком вознесённым к Престолу и превращённым теперь в Божественую сущность (3)... Человечество здесь, возможно в первый раз в монотеистическом Иудаизме, и за несколько лет до Христа и христианских евангелий, описывается обоженным ... превращённым в Божество ...

 

Ввиду важности этих иудейских традиций существующих до Христа – в которых историческое человеческое существо становиться Божественной сущностью - исследователи всё больше понимают важность фигуры Еноха и енохических традиций в формировании новозаветного богословия. Традиция отождествления Еноха с Сыном Человеческим – по-видимому является одним из важнейших апокалиптических ключей для понимания ранней Христологии – ведь эта ранняя иудейская традиция Богочеловечества – могла быть той богословской призмой через которую ранние Христианские авторы пытались понять парадокс Иисуса Христа и разгадать тайну его человеческой и Божественной природ.

 

Примечания:

(1) О Енохе-Метатроне как носителе Божественного Имени см:

 http://www.marquette.edu/maqom/metatronyhwh.html

(2) О Енохе-Метатроне как «Форме» Бога см:

 http://www.marquette.edu/maqom/metatronshiurqomah.html

(3) О Енохе как Сыне Человеческом в Притчах Еноха см:     

http://www.marquette.edu/maqom/enochseminar.pdf 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments