Андрей Орлов (aorlov) wrote,
Андрей Орлов
aorlov

Category:

Затопленные Кущи: Предания о садах в славянской версии 3 книги Варуха и Книге исполинов. Введение

Андрей Орлов

Затопленные Кущи: Предания о садах в славянской версии Третьей книги Варуха и Книге исполинов

(перевод с английского)

 

Введение
 

В апокалипсисе, известном как Третья книга Варуха, перед взором читателя разворачивается повествование о небесном путешествии тайновидца, во время которого ангел-путеводитель проводит его через пять небес, показывая дивные реальности небесного царства. Исследователи отмечают, что некоторые детали в описании этого путешествия перекликаются с тем, что содержится в текстах мистической традиции, связанной с именем Еноха.[1] Однако автор Третьей книги Варуха, несмотря на эти параллели, по-видимому, уклонялся от прямых отсылок к мотивам и темам данной традиции. В этой связи Ричард Бокхэм замечает: “Любопытно, что в главах 2–5[2]  Третьей книге Варуха (где идет речь о главах 2–11из Книги Бытия) не дается никаких отсылок к сказаниям о стражах”[3]. Он далее высказывает предположение, что автор этого апокалипсиса, “возможно, из полемических соображений отвергал предания о Енохе, и поэтому, помимо того, что он помещал на место Еноха Варуха, он также место стражей отводил человеческим деятелям, и вместо того, чтобы относить происхождение зла на земле к падению стражей, он подчеркнуто указывал на его происхождение из Эдемского сада”[4]. Марта Химмельфарб  поддерживает это наблюдение, говоря, что ряд особенностей текста Третьей книги Варуха выдает полемику с текстами, связанными с именем Еноха[5]. Такие наблюдения достаточно интригующи и подталкивают к дальнейшему исследованию данного предмета. Даже беглое прочтение этого апокалипсического произведения показывает, что, несмотря на бросающееся в глаза выделение истолкования происхождения зла посредством указания на Адама, некоторые детали в описании сада, которое дается в 3-й Книге Варуха, обнаруживают мотивы и темы, указывающие на другую известную историю, в которой внимание ищущего источник зла обращается к мифу о стражах или исполинах.
Настоящее исследование посвящено рассмотрению описания райского сада, находящегося в 4-й главе Третьей книги Варуха, и его возможных связей с преданиями о Енохе и Ное.

-----------------------------------------------------
[1] F.I. Andersen, “The Sun in the Book of the Secrets of Enoch,” Христiанскiй Востокъ 4.10 (2006) 380-412; R. Bauckham, The Fate of the Dead. Studies on the Jewish and Christian Apocalypses (SNT, 93; Brill: Leiden, Boston, Köln, 1998); H.E. Gaylord, “3 (Greek Apocalypse of) Baruch,” The Old Testament Pseudepigrapha (2 vols.; ed. J.H. Charlesworth; New York: Doubleday, 1985 [1983]) 1.653-679; М.И. Соколов, “Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе,” в: Новый сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В.И. Ламанского (С.-Петербург: Типография Министерства Путей Сообщения, 1905) 395–405.
[2] Здесь и далее я следую данному у Гэйлорда делению на главы и стихи. См. Gaylord, “ 3 Baruch,” 1.653-679.
[3] R. Bauckham, “Early Jewish Visions of Hell,” JTS 41 (1990) 355-85, особ. 372.
[4] Ibid., 372.
[5] M. Himmelfarb, Ascent to Heaven in Jewish and Christian Apocalypses (Oxford: Oxford University Press, 1993) 93.

 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments